komek-otbasy.kz
Виды домашнего насилия
На что следует обратить внимание
Карта помощи
Как распознать насилие в отношении детей. Психология насилия над детьми

Направления

Коллективные формы насилия в детских учреждениях
Коллективные формы насилия в детских учреждениях

В детских учреждениях нередко встречаются две формы насилия в коллективе: буллинг и мобинг.

Буллинг (англ.: bully – драчун, задира) – форма психологического насилия в виде травли одного члена коллектива другим. К проявлением буллинга относятся: вербальная агрессия (например, обидные клички: «очкарик», «жир трест», «ботаник» и пр.): оскорбления (могут касаться внешнего вида, физических недостатков, проблем в учебе и пр.); унижения, насмешки; запугивание, угрозы физической расправы; клевета; вымогательство (чаще всего отбирают деньги, телефон, вещи), порча одежды, вещей, школьных принадлежностей; изоляция: игнорирование; бойкот. В последние годы широкое распространение получил кибербуллинг в виде угрожающих сообщений, фотографий, видеоматериалов порочащего характера в социальных сетях.

Моббинг (англ. Mob – толпа) – форма психологического насилия в виде травли одного члена коллектива другими. При этом сверстники издеваются. Высмеивают ровесников, которые чем-то отличаются от них, не так, как принято в их среде, одеваются, ведут себя и тп. Нередки случаи, когда к травле одного члена коллектива другим присоединяются новые члены коллектива и буллинг перерастает в моббинг. К проявлению моббинга относят: бойкот, придирки, насмешки, клевета, различные издевательства, коллективные побои и пр.

Ребенок, подвергшийся насилию, как правило, получает психическую травму, то есть переживает событие, вызывающее высокое напряжение высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможного адекватного совладения и превышении его приспособительного потенциала. Следствием этого могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные с расстройством и стрессом. Различают два типа травматических ситуаций. При первом типе происходит краткосрочное, неожиданное травматическое событие, при втором – имеет место постоянное и повторяющееся воздействие травматического стресса. В случаях насилия, получаемого ребёнком в детских учреждениях, особого закрытого типа, он оказывается в психотравмирующей ситуации второго типа – хронически подвергается насилию, что чаще приводит к негативным последствиям. Помимо этого, тяжесть последствий насилия зависит от биологических и конституциональных особенностей ребенка, тем больше риск негативного деструктивного воздействия насилия. Существенно снижает вероятность тяжелых последствия переживания насилия в детском учреждении наличие у детей «островков безопасности» (поддерживающие друзья, заботливый воспитатель, спортивная секция с принимающим тренером и пр.)

У детей, находящихся в закрытых учреждениях (в интернатах, в приютах, в колониях и пр.), значительно меньше возможностей создать подобные «островки безопасности». Большинство детей тяжело переносят отсутствие личного пространства, ограниченное количество личных, принадлежащих только им вещей. Следствием этого является возникновение нарушений эмоционально-волевой сферы, проявляющихся по-разному. Внимание сотрудников детских закрытых учреждений прежде всего привлечено к эмоционально-лабильным, возбужденным, гиперактивным, агрессивным детям. Нередко такие особенности бывают следствием переживания насилия. Но возможны и другие признаки, свидетельствующие о насилии: рече-двигательная заторможенность, сниженный фон настроения, повышенная тревожность, плаксивость. Дети с подобными правлениями меньше обращают на себя внимание взрослых, так как их поведение более упорядочено, у них реже встречаются нарушения дисциплины. У таких детей можно обнаружить навязчивые действия аутоагрессивного (онихофагия, трихотиломания. Кусание губ, расцарапывание болячек и пр.) и защитного (сплевывание, потряхивание руками, вокализованные, мигательные тики и пр.) характера. Важным признаком наличия насилия в отношении ребенка является изменения его привычного поведения (меньшая общительность, активность, утрата интереса к прежним занятиям и т.п.), отказ от игр или появление новой их тематики, нередко прямо или символически отражающей характер насильственных действий.

Подтверждением по поводу насильственных действий в отношении детей могут быть обнаруженные при осмотре телесные повреждения (постоянные без видимых причин кровоподтёки, царапины, ожоги, привычные вывихи, частые переломы и пр.), а также результаты психологического обследования.

Формы насилия над детьми

Формы насилия над детьми

Э.Фромм предложил выделять следующие формы насилия: игровое, реактивное, враждебное, мстительное, деструктивное, компенсаторное, садистическое, архаическое.

Игровое насилие часто бывает в детских учреждениях. Как правило, оно используется для самоутверждения путем демонстрации своей силы и ловкости, является наименее патологической формой агрессии. Пример такого типа насилия – это различные военные игры, виды борьбы.

Реактивное насилие проявляется при защите жизни, чести, имущества, свободы, и т.д. Его причиной является страх, а целью сохранение, а не разрушение. Люди чувствуют угрозу себе и готовы убивать и разрушать для собственной защиты, либо пытаясь силой вернуть то, чего были лишены.

Мстительное насилие, в отличии от реактивного, не связано с функцией защиты и, как правило, непродуктивно и деструктивно. Применение силы имеет иррациональную функцию магическим образом снова сделать как бы не свершившимся то, что реально совершилось.

Враждебное насилие связано с чувствами зависти, ревности и может быть очень деструктивным.

Деструктивное насилие проявляется при нарушении межличностных отношений в результате разочарования ребенка и взрослого в том, во что/кого они верили.

Компенсаторное насилие служит социально не реализовавшемуся человеку в качестве замены продуктивной деятельности. Он либо подчиняет себя какой-либо личности и идентифицирует себя с ней, либо начинает использовать свою способность разрушать.

Садистическое насилие связано с патологией влечений, выражается стремлением полностью и абсолютно поставить под свой контроль любое живое существо. При этом желание причинять боль не является существенным и определяющим.

Архаическое насилие, с точки зрения Э.Фромма отражает биологическую связь человека и природы. Человек при этом пытается найти ответы на экзистенциальные вопросы посредством деградации к до-индивуальному состоянию своего существования, в котором он становится животным и, таким образом, освобождает себя от бремени разума. Агрессия позволяет ощущать себя живым, сильным, неповторимым, превосходящим всех остальных.

Различают физическое и психическое насилие. Как особую форму принято выделять сексуальное насилие. В отношении детей часто встречается форма насилия в виде пренебрежения и отсутствия заботы.

Разные формы насилия часто сочетаются, тогда говорят о комбинированном насилии…

Физическое насилие – это умышленное причинение телесных страданий, боли, физических повреждений. Его признаками могут быть замкнутость, раздражительность, плаксивость и агрессивность ребенка; его страх при предстоящем общении, а также при общении с конкретным лицом (взрослым, ребенком старшего возраста, сверстником) или с группой; страх каких-то конкретных ситуаций; наличие следов физического воздействия. Телесные повреждения могут быть результатом как издевательства, так и чрезмерного физического наказания. При это они квалифицируются как физическое насилие независимо от того, хотел взрослый причинить ребенку вред или нет.

Психическое насилие – это умышленное причинение душевных страданий. Оно проявляется в виде постоянных оскорблений, иронии, игнорирования, запугивания, принуждения к асоциальным поступкам и вызывает у ребенка тягостное эмоциональное напряжение, создает преобладание отрицательных эмоций, нарушает развитие эмоционально-волевой сферы. Для обозначения этой формы насилия в литературе также используются термины «психологическое насилие» и «эмоциональное насилие». Корректнее использовать термин «психическое», так как воздействие при таком насилии осуществляется на психику, а не на «психологию» жертвы, и направлено не исключительно на эмоции, но также на мышление, волю и другие психические функции.

Под сексуальным насилием понимают вовлечение взрослым ребенка до 16 лет в любой сексуальный опыт, независимо от того, протестует тот или же, напротив, стремится его получить. Сексуальное насилие возможно без нарушения телесных границ (откровенные возбуждающие разговоры на сексуальные темы, демонстрация порнографической продукции, эксгибиционизм), и с их нарушением (ласки гениталий ребенка, принуждение ребенка ласкать гениталии взрослого, половой контакт, инцест, изнасилование).

Отсутствие заботы (пренебрежение нуждами) как форма насилия выражается частичным или полным игнорированием основных жизненно важных потребностей ребенка: физических (надлежащие питание и одежда, надзор, безопасность, медицинское, обслуживание) психологических (потребность в эмоциональной поддержке и в положительных эмоциях, в получении впечатлений), потребности в получении образования (организация учебного процесса, в том числе с учетом особенностей ребенка).

Как распознать насилие в отношении детей. Психология насилия над детьми

Как распознать насилие в отношении детей

Нестабильность политической и экономической обстановки, связанная с тем, что старые нормы перестали действовать, а новые еще не установились, старые ценности девальвировались, а новые находятся в процессе формирования, – характерна в настоящее время для многих стран. Подобная ситуация, получившая название аномии (греч.: «а»–отрицание, «nomos»–закон), сопровождается неуверенностью населения в завтрашнем дне, ростом тревоги. Это порождает у членов общества чреватое насилием стремление к поиску в микро- и макросоциуме виноватых и врагов, Возникающие при этом агрессивные реакции могут быть направлены на себя, но чаще носят экстрапунитивный характер и направлены на других.

Жертвами насилия и в семье, и в учреждениях, часто становятся дети. Исследования показали, что в Европе девочки, чаще чем мальчики, становятся жертвами преследований, и что 80% случаев насилия в школе происходит в возрастной группе от 12 до 16 лет.

В статье 19 Конвенции о правах ребенка говорится, что страны, подписавшие ее, должны принимать необходимые меры, ограждающие ребенка от всех форм физического и психологического насилия, от оскорблений и злоупотреблений, от отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица. Особенно высок риск насилия в закрытых детских учреждениях, где в большинстве случаев факты насилия в отношении детей остаются не выявленными. Основной причиной этого является дефицит у работающих с детьми специалистов соответствующих умений и навыков. Для профилактики физического и психологического насилия в отношении детей, обеспечения их всесторонней правовой защиты специалистам необходимо знать, какие формы может принимать насилие, уметь выявлять ситуации высокого риска насилия, владеть навыками проведения целенаправленного интервью с ребенком и ответственными за него взрослыми. Психологам важно иметь набор психологических методик, позволяющих с соблюдением этических норм выявлять группы детей с высоким риском получения опыта насилия, а также детей, ставших жертвами насилия.

Всемирная Организация Здравоохранения рассматривает насилие как преднамеренное применение физической милы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, против группы лиц.

Насильственные действия могут являться:

  • средством достижения значимой цели;

  • способом психологической разрядки, замещением блокированной потребности и переключением деятельности;

  • инструментом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Выделяют три типа реакций на насилие:

  • подражание и идентификация себя с агрессором;

  • защитная реакция на агрессию;

  • протестная реакция на фрустрацию базовых потребностей.


Вам нужна помощь?

Если Вы подвергаетесь домашнему насилию


Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102 или в кризисные центры в Вашем регионе. Вы имеете право на получение специальных социальных услуг, защиту и помощь. При обращении в полицию Вам необходимо написать заявление, получить направление на прохождение судебно-медицинской экспертизы, на получение защитного предписания и  обратиться в суд для защиты ваших конституционных прав и интересов.
Виды помощи

Если вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, не ждите трагедии

Специальные социальные услуги

Перечень:

- социально-бытовые услуги
- социально-медицинские
- социально-психологические
- социально-педагогические
- социально-трудовые
- социально-культурные
- социально-правовые

Об утверждении стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения (ссылка)