komek-otbasy.kz
Виды домашнего насилия
На что следует обратить внимание
Карта помощи
Как распознать насилие в отношении детей. Психология насилия над детьми

Формы насилия над детьми

Формы насилия над детьми

Э.Фромм предложил выделять следующие формы насилия: игровое, реактивное, враждебное, мстительное, деструктивное, компенсаторное, садистическое, архаическое.

Игровое насилие часто бывает в детских учреждениях. Как правило, оно используется для самоутверждения путем демонстрации своей силы и ловкости, является наименее патологической формой агрессии. Пример такого типа насилия – это различные военные игры, виды борьбы.

Реактивное насилие проявляется при защите жизни, чести, имущества, свободы, и т.д. Его причиной является страх, а целью сохранение, а не разрушение. Люди чувствуют угрозу себе и готовы убивать и разрушать для собственной защиты, либо пытаясь силой вернуть то, чего были лишены.

Мстительное насилие, в отличии от реактивного, не связано с функцией защиты и, как правило, непродуктивно и деструктивно. Применение силы имеет иррациональную функцию магическим образом снова сделать как бы не свершившимся то, что реально совершилось.

Враждебное насилие связано с чувствами зависти, ревности и может быть очень деструктивным.

Деструктивное насилие проявляется при нарушении межличностных отношений в результате разочарования ребенка и взрослого в том, во что/кого они верили.

Компенсаторное насилие служит социально не реализовавшемуся человеку в качестве замены продуктивной деятельности. Он либо подчиняет себя какой-либо личности и идентифицирует себя с ней, либо начинает использовать свою способность разрушать.

Садистическое насилие связано с патологией влечений, выражается стремлением полностью и абсолютно поставить под свой контроль любое живое существо. При этом желание причинять боль не является существенным и определяющим.

Архаическое насилие, с точки зрения Э.Фромма отражает биологическую связь человека и природы. Человек при этом пытается найти ответы на экзистенциальные вопросы посредством деградации к до-индивуальному состоянию своего существования, в котором он становится животным и, таким образом, освобождает себя от бремени разума. Агрессия позволяет ощущать себя живым, сильным, неповторимым, превосходящим всех остальных.

Различают физическое и психическое насилие. Как особую форму принято выделять сексуальное насилие. В отношении детей часто встречается форма насилия в виде пренебрежения и отсутствия заботы.

Разные формы насилия часто сочетаются, тогда говорят о комбинированном насилии…

Физическое насилие – это умышленное причинение телесных страданий, боли, физических повреждений. Его признаками могут быть замкнутость, раздражительность, плаксивость и агрессивность ребенка; его страх при предстоящем общении, а также при общении с конкретным лицом (взрослым, ребенком старшего возраста, сверстником) или с группой; страх каких-то конкретных ситуаций; наличие следов физического воздействия. Телесные повреждения могут быть результатом как издевательства, так и чрезмерного физического наказания. При это они квалифицируются как физическое насилие независимо от того, хотел взрослый причинить ребенку вред или нет.

Психическое насилие – это умышленное причинение душевных страданий. Оно проявляется в виде постоянных оскорблений, иронии, игнорирования, запугивания, принуждения к асоциальным поступкам и вызывает у ребенка тягостное эмоциональное напряжение, создает преобладание отрицательных эмоций, нарушает развитие эмоционально-волевой сферы. Для обозначения этой формы насилия в литературе также используются термины «психологическое насилие» и «эмоциональное насилие». Корректнее использовать термин «психическое», так как воздействие при таком насилии осуществляется на психику, а не на «психологию» жертвы, и направлено не исключительно на эмоции, но также на мышление, волю и другие психические функции.

Под сексуальным насилием понимают вовлечение взрослым ребенка до 16 лет в любой сексуальный опыт, независимо от того, протестует тот или же, напротив, стремится его получить. Сексуальное насилие возможно без нарушения телесных границ (откровенные возбуждающие разговоры на сексуальные темы, демонстрация порнографической продукции, эксгибиционизм), и с их нарушением (ласки гениталий ребенка, принуждение ребенка ласкать гениталии взрослого, половой контакт, инцест, изнасилование).

Отсутствие заботы (пренебрежение нуждами) как форма насилия выражается частичным или полным игнорированием основных жизненно важных потребностей ребенка: физических (надлежащие питание и одежда, надзор, безопасность, медицинское, обслуживание) психологических (потребность в эмоциональной поддержке и в положительных эмоциях, в получении впечатлений), потребности в получении образования (организация учебного процесса, в том числе с учетом особенностей ребенка).