komek-otbasy.kz
Виды домашнего насилия
На что следует обратить внимание
Карта помощи
Как распознать насилие в отношении детей. Психология насилия над детьми

Как распознать насилие в отношении детей. Психология насилия над детьми

Как распознать насилие в отношении детей

Нестабильность политической и экономической обстановки, связанная с тем, что старые нормы перестали действовать, а новые еще не установились, старые ценности девальвировались, а новые находятся в процессе формирования, – характерна в настоящее время для многих стран. Подобная ситуация, получившая название аномии (греч.: «а»–отрицание, «nomos»–закон), сопровождается неуверенностью населения в завтрашнем дне, ростом тревоги. Это порождает у членов общества чреватое насилием стремление к поиску в микро- и макросоциуме виноватых и врагов, Возникающие при этом агрессивные реакции могут быть направлены на себя, но чаще носят экстрапунитивный характер и направлены на других.

Жертвами насилия и в семье, и в учреждениях, часто становятся дети. Исследования показали, что в Европе девочки, чаще чем мальчики, становятся жертвами преследований, и что 80% случаев насилия в школе происходит в возрастной группе от 12 до 16 лет.

В статье 19 Конвенции о правах ребенка говорится, что страны, подписавшие ее, должны принимать необходимые меры, ограждающие ребенка от всех форм физического и психологического насилия, от оскорблений и злоупотреблений, от отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица. Особенно высок риск насилия в закрытых детских учреждениях, где в большинстве случаев факты насилия в отношении детей остаются не выявленными. Основной причиной этого является дефицит у работающих с детьми специалистов соответствующих умений и навыков. Для профилактики физического и психологического насилия в отношении детей, обеспечения их всесторонней правовой защиты специалистам необходимо знать, какие формы может принимать насилие, уметь выявлять ситуации высокого риска насилия, владеть навыками проведения целенаправленного интервью с ребенком и ответственными за него взрослыми. Психологам важно иметь набор психологических методик, позволяющих с соблюдением этических норм выявлять группы детей с высоким риском получения опыта насилия, а также детей, ставших жертвами насилия.

Всемирная Организация Здравоохранения рассматривает насилие как преднамеренное применение физической милы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, против группы лиц.

Насильственные действия могут являться:

  • средством достижения значимой цели;

  • способом психологической разрядки, замещением блокированной потребности и переключением деятельности;

  • инструментом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Выделяют три типа реакций на насилие:

  • подражание и идентификация себя с агрессором;

  • защитная реакция на агрессию;

  • протестная реакция на фрустрацию базовых потребностей.