komek-otbasy.kz
Виды домашнего насилия
На что следует обратить внимание
Карта помощи
Как распознать насилие в отношении детей. Психология насилия над детьми

Коллективные формы насилия в детских учреждениях

Коллективные формы насилия в детских учреждениях

В детских учреждениях нередко встречаются две формы насилия в коллективе: буллинг и мобинг.

Буллинг (англ.: bully – драчун, задира) – форма психологического насилия в виде травли одного члена коллектива другим. К проявлением буллинга относятся: вербальная агрессия (например, обидные клички: «очкарик», «жир трест», «ботаник» и пр.): оскорбления (могут касаться внешнего вида, физических недостатков, проблем в учебе и пр.); унижения, насмешки; запугивание, угрозы физической расправы; клевета; вымогательство (чаще всего отбирают деньги, телефон, вещи), порча одежды, вещей, школьных принадлежностей; изоляция: игнорирование; бойкот. В последние годы широкое распространение получил кибербуллинг в виде угрожающих сообщений, фотографий, видеоматериалов порочащего характера в социальных сетях.

Моббинг (англ. Mob – толпа) – форма психологического насилия в виде травли одного члена коллектива другими. При этом сверстники издеваются. Высмеивают ровесников, которые чем-то отличаются от них, не так, как принято в их среде, одеваются, ведут себя и тп. Нередки случаи, когда к травле одного члена коллектива другим присоединяются новые члены коллектива и буллинг перерастает в моббинг. К проявлению моббинга относят: бойкот, придирки, насмешки, клевета, различные издевательства, коллективные побои и пр.

Ребенок, подвергшийся насилию, как правило, получает психическую травму, то есть переживает событие, вызывающее высокое напряжение высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможного адекватного совладения и превышении его приспособительного потенциала. Следствием этого могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные с расстройством и стрессом. Различают два типа травматических ситуаций. При первом типе происходит краткосрочное, неожиданное травматическое событие, при втором – имеет место постоянное и повторяющееся воздействие травматического стресса. В случаях насилия, получаемого ребёнком в детских учреждениях, особого закрытого типа, он оказывается в психотравмирующей ситуации второго типа – хронически подвергается насилию, что чаще приводит к негативным последствиям. Помимо этого, тяжесть последствий насилия зависит от биологических и конституциональных особенностей ребенка, тем больше риск негативного деструктивного воздействия насилия. Существенно снижает вероятность тяжелых последствия переживания насилия в детском учреждении наличие у детей «островков безопасности» (поддерживающие друзья, заботливый воспитатель, спортивная секция с принимающим тренером и пр.)

У детей, находящихся в закрытых учреждениях (в интернатах, в приютах, в колониях и пр.), значительно меньше возможностей создать подобные «островки безопасности». Большинство детей тяжело переносят отсутствие личного пространства, ограниченное количество личных, принадлежащих только им вещей. Следствием этого является возникновение нарушений эмоционально-волевой сферы, проявляющихся по-разному. Внимание сотрудников детских закрытых учреждений прежде всего привлечено к эмоционально-лабильным, возбужденным, гиперактивным, агрессивным детям. Нередко такие особенности бывают следствием переживания насилия. Но возможны и другие признаки, свидетельствующие о насилии: рече-двигательная заторможенность, сниженный фон настроения, повышенная тревожность, плаксивость. Дети с подобными правлениями меньше обращают на себя внимание взрослых, так как их поведение более упорядочено, у них реже встречаются нарушения дисциплины. У таких детей можно обнаружить навязчивые действия аутоагрессивного (онихофагия, трихотиломания. Кусание губ, расцарапывание болячек и пр.) и защитного (сплевывание, потряхивание руками, вокализованные, мигательные тики и пр.) характера. Важным признаком наличия насилия в отношении ребенка является изменения его привычного поведения (меньшая общительность, активность, утрата интереса к прежним занятиям и т.п.), отказ от игр или появление новой их тематики, нередко прямо или символически отражающей характер насильственных действий.

Подтверждением по поводу насильственных действий в отношении детей могут быть обнаруженные при осмотре телесные повреждения (постоянные без видимых причин кровоподтёки, царапины, ожоги, привычные вывихи, частые переломы и пр.), а также результаты психологического обследования.